В то время, как в православных храмах
России звучало радостное: «Христос родился, с Рождеством!», Карибы скандировали: «Виват, Вавал!»
6
января, сразу после праздника Богоявления,
во Французской Вест-Индии стартует главное событие года, Большой Антильский Карнавал!
Традиция костюмированного бала, сопровождаемая
пышным пиршеством накануне Великого поста, была завезен на Карибские острова европейскими колонизаторами.
Поначалу карнавал был прерогативой знати
и богатых плантаторов. Несколько полностью игнорируя ценность человеческой жизни, когда речь шла о рабах, последние очень пеклись о своих собственных задницах душах:
уставы католической церкви белыми рабовладельцами соблюдались беспрекословно!
Бедным неграм оставалсь лишь поглужбе забиться
в свои лачуги и молить африканских богов разом, чтобы пьяному хозяину не
торкнуло продолжить «карнавал» на их шкуре.
В 17 веке на Карибах обосновались французы. В 1685 г. они ввели на своих территориях Черный кодекс (Code noir) - первый законодательный акт, регулирующий правовой статус рабов. По новым законам всему населению надлежало принять римко-католическую веру.
Отныне, под страхом смерти неграм запрещалось
практиковать свои культы и религии, и также строго предписывалось соблюдать христианские
уставы. Куда, по счастливой случайности, относился и карнавал.
Вообще-то Карнавал – это та же Масленица, только по-карибски. Устраивали его накануне Великого поста (католич.), дабы вдоволь повеселиться и наесться мясом последний раз.
Легковерные чернокожие быстро прониклись идеей Спасителя Иисуса Христа, а
праздник и вовсе приняли на ура:
- Давали выходной, единственный раз в году: работать в дни карнавала строго запрещала как Церковь, так Черный кодекс.
- Давали есть, остатки с барского стола: рога, хвосты и копыта шли на щедпый суп, невиданая роскошь для голодного раба.
- Давали выпить: благо, на плантациях сахарного тростника рома было хоть залейся!
- Но главное, давали возможность БЫТЬ ВМЕСТЕ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ - бить в барабаны, петь, плясать, любить и веселиться до утра!
В рабочее остальное время собираться группами, общаться и шуметь и воздавать семьи было в принципе запрещено.
Люди, наконец, получили возможность один раз в году дать разрядку своим чувствам и эмоциям. Посредством телодвижений, символов и звуков, они научились общаться, высмеивать своих
господ и разработали целую секретную систему передачи информации.
Задуманный поработителями как метод снятия
политической напряженности в среде рабов, карнавал по сути их объединил,
заложив фундамент новому Антильскому обществу с собственной самобытной культурой и
традициями: креольским языком, креольской музыкой (музыкальный стиль Гвока), креольским костюмом и креольским
стилем жизни Art de vie créole/ Исскуство жить по-креольски.
Пропущенный через века боли и страданий,
проведенных на чужбине и в рабстве, переомысленный и интерпретированый на свой лад, карнавал получил
новый смысл и навсегда вошел в жизнь островитян.
И вот уже третий век, как Большой
Антильский Карнавал продолжает свое триумфальное шествие по Карибам. И хотя сегодня это исключительно радостный
и мирный праздник, он по-прежднему остается
индикатором политических настроений в обществе, по-прежднему хранит память предков.
Именно оттуда берут начало некоторые его
странные персонажи, частно непонятые туристами. В частности, ряженные в стиле маска-конго (Mas à kongо), дегтярная маска
(Mas à goudwon) или сиропная маска (Mas gwo-siwo).
Обнаженные тела участников, обмазанные черной патокой меласса, продуктом переработки сахарноготростника, символизируют африканское проихождение Антильского народа.
В эту же категорию можно отнести и «земляные маски» из
глины и «красные маски» из семян анатто (roucou) - натурального красящегося вещества красного цвета. Все это - дань памяти предкам - краснокожим островным аборигенам, истребленным европейцами еще в начале колонизации;
африканцам, массово завезенным с черного континента для рабских работ на платнациях сахарного тростника; беглым
рабам, первым партизанам освободительного движения черногожих..
На фоне общей феерии перьев и блесток эти персонажи смотрятся странно и даже агрессивно, и это
тоже не случайно: «Никто не забыт, ничто не забыто» - скрытый подтекст масок. И на Карибах это непустые слова, а важный элемент национальной культуры и памяти, передающийся из
поколения в поколение.
Группы, выступающие
в стиле, получившем название Вукум (Voukoum), пользуются всенародным уважением и восхищением - им аплодируют стоя.
Не менее впечатляюще выглядят группы
ряженных в мертвецов Mas à lan-mò - что-то из
культа Вуду, который втайне и поныне практикуют на французских островах. Роль ланмо - стращать зрителей и наводить порядок в карнавальных рядах.
Молодежные
группы Ti Mass : одетая в одинаково дурацую одежду и однотипные маски толпа со свистками и плетками. Шабаш горилл, зомби либо политических деятелей мира и Франции - чисто сатирический
смысл.
Важнейшим элементом карнавала является традиционная музыка. Сюда относятся барабаны всех форм и размеров, маракас или «ча-ча-ча» и конечно горны из раковин гигантского
морского моллюска лямби..
Спасите наши души!
СОВРЕМЕННЫЕ ТРАДИЦИИ КАРНАВАЛА
Благочинно начинаясь в день Эпифании (Богоявление, 6 января, католич.) с поедания традиционной «Лепешки волхвов» в честь Бого-младенца, вдруг как будто-то кто-то каналы переключил:
Забыв о всякой христианской благочинности и богобоязни, человеческое море выплескивается на улицы городов, скандируя "Виват, Вавал!" /Да здравствует, Король!
Вавал (Vaval) – это демонический правитель карнавала, символизирующего все человеческие грехи и пороки. По сути, это король вакханалии, с легкой руки которого на карнавале позволено ВСЕ!
И сила его (прости, Господи) велика. Чего только не увидишь на этом бое празднике без правил:
Но без паники, власть Вавала падет очень скоро! Его чучело будет прилюдно сожжено на костре в первый день Carême (пасхального поста). Дабы очнувшись от его порочной власти, все мы смогли принять эстафету Великого поста.
Так, виртуозно лавирует на грани искусства и вульгарности, сочетая практически несочетаемое, Большой Антильский Карнавал дает шанс каждому дать разрядку своей энергии, заглянуть в историю заморских французских колоний и понять загадочную креольскую душу.
ЗА КУЛИСАМИ КАРНАВАЛА
Однако карнавал – это не просто фестиваль и дань памяти прошлому, это также самое важное культурное событие года. Карнавал имеет четкую структуру, штат и законы.
В главных парадах Карнавала учавствуют только заявленные группы. Профессиональные ли любительские, все они должны быть официально зарегестрированы в Федерации карнавала о.Гваделупа.
Для участия в конкурсе на лучшую группу необходимо подготовить программу выступления (визитную карточку группы), костюмы, декорации, карнавальную повозку-платформу, собрать штат музыкантов, танцоров, певцов, знаменосцев, охранников, кутюрье, декораторов и т.д. и т.п.
Карнавал – это огромный коллективый труд, заслуживающий безмерного уважения. Все костюмы сделаны, а хореография номеров разработана своими силами, в свое свободное время и на собственные средства коммуны.
Карнавальное шествие проходит в рамках законов жанра и с соблюдением четких правил поведения и норм этикета. Публика ведет себя соотвественно, и все это несмотря на оголенные до предела тела, страсти и эмоции.
Длится карнавал несколько месяцев, в течение которых парады пройдут во всех коммунах без исключений. Кульминация приходится на Масленицу, когда эстафету принимают столицы. К слову, на Масленицу здесь, как у нас, принято печь блины: подобие пончиков продается повсеместно:
А вот алкоголя и мордобития не ждите: несмотря жуткий антураж ряженых и зловещее щелкание кнутов, жертв не будет! Чести ради надо сказать, что для качественного веселья антильцы не нуждаются в повышение градуса.
В эти славные "жирные" деньки, школы о. Гваделупа закрываются на каникулы, а «жирный» вторник Mardi Gras и вовсе является всеобщим выходным.
Именно в «жирный» вторник в столице о-ва Гваделупа, городе Бас-Тер проходит главный конкурс фестиваля на звание Победитель года:
- за лучшую карнавальную группу: представление темы года (в этом году она называется "Незримые чудеса"), музыкальное представление, костюмы, хореогафия..
- за лучшую карнавальную повоздку-платформу, оригинальность и оформление..
- за лучшего знаменосца и пр.
И тогда в Бас-Тер съезжаются ВСЕ!
And The Show Must Go On!
КАРНАВАЛ 2016: Масленица по-гваделупски
В этом году карнавал во Французской Вест Индии будет очень коротким - чуть больше месяца, с 6 января по 10 февраля. Причиной тому ранняя Пасха: Великий пост в 2016 г. начинается 10 февраля (катол.).
Т.ч. программа будет очень насыщенной. И если вам посчастливилось быть в это время у нас на острове, живейше рекомендую распечатать ПРОГРАММУ КАРНАВАЛА ГВАДЕЛУПА-2016.
Не пропустите самого интересного!
в воскресенье 10 января 2016, в 15 ч.
Выборы Королевы карнавала
29 января в 19 ч. в г.Бас-Тер.
Что-то типа нашего конкурсы красоты, только круче!
Костюмированное дефиле креольких торговок / Défilé des marchandes: в понедельник 8 февраля в 10 ч. в г. Бас-Тер.
В 20 ч. того же дня, там же начнется вечернее карнавальное шоу «Ночные
иллюзии». Аналогичное представление
пройдет и в курортном городке Сан-Франсуа.
Vidé кремация и символические поминки Вавала пройдут 10 февраля вечером в так называемую "пепельную" среду.
Два главных парада, два самых красочных и многолюдных шоу состояться 7 и 9 февраля 2016 г. в столицах о.Гваделупа – в г. Пуант-а-Питр (промышленная столица) и г. Бас-Тер (административная столица):
1. БОЛЬШОЙ ПАРАД ПУАНТ-А-ПИТР
В г. Пуант-а-Питр в воскресенье 7 февраля 2016 г., начало в 13 ч.
2. ФИНАЛЬНЫЙ МЕГА-ПАРАД БАС-ТЕР
В г. Бас-Тер во вторник 9 февраля 2016 г. , начало также в 13 ч.
Ключевые моменты карнавала
1. Воскресенье 7 февраля («жирное» воскресенье Dimanche gras):
Приготовьте мелочь в кормане и будьте морально устойчивы к клацанью хлыстов перед носом! Все мало-мальски доступные перекрестки будут перекрыты жутким персонажам, зомби и злобными обезьянами, собирающими дань с автомобилистов и прохожих.
Без паники - они совсем не злы! За фасадом масок скрываются юноши из приличных семей и нежные девушки-подростки. Такова традиция: они просят – бизнес есть бизнес.
В этот день Большой парад Пуант-а-Питра откроет Королева бала, избранная накануне. Здесь же впервые появиться демонический правитель карнавала – король Вавал.
2. Понедельник 8 февраля («жирный» понедельник Lundi gras):
Шутовские или бурлескные свадьбы: мужчины переодеваются в женщин, взрослые в детей, дети в обезьян, черные в белых, а белые в черных.. Все с ног на голову! Рай для мужского глазу и братьев и сестер наших, сексуальных меньшинств.
3. Вторник 9 февраля («жирный» вторник Mardi Gras):
Город превращается в гудящий улей. Машинами будут оккупированы все подьезды к центру. Если вы приехали на своей, будьте готовы оставить ее у черта на куличиках и топать пару киллометров с дитем на загривке (в случае, если вы с дитем, конечно). И не рискуйте: выкроив местечко для своей малолитражки чуть поближе, можно запросто застрять там до утра, будучи подпертым со всех сторон джипами.
В общем, запасайтесь питьевой водой, шляпами от солнца, валидолом терпением и вперед!
Поверьте, это того стоит!
Гигантский парад пройдет по всем ценральным улицам столицы Бас-Тер с представлением хореографических номеров перед главной трибуной, где и разместятся жюри, масс медиа и почетные гости острова.
Именно там шоу будет самым феерическим. Однако весело будет повсюду!
4. Среда 10 февраля («пепельная» среда Mercredi des Cendres):
Массовая процессия в одеждах черно-белых цветов, символизирующих жизнь и смерть. Вместе со "слугами дьявола" мы проводаем Вавала в его последний путь...
Чучело короля карнавала сожгут черти на огромном костре под народные ликования: Vaval est mort, vive Vaval! (Король мертв, да здравствует король!). Аллегория на извечную тему борьбы человека с пороком и страстями.
С этих шуточных похорон Вавала карнавал официально заканчивается.. Спи спокойно, дорогой товарищ-вавал, до следующего год, аминь!
Всем веселого карнавала!
За событиями карнавала Гваделупа-2016
следите на странице фэйсбук
«Карибы по-русски: остров Гваделупа»