Миф №2: Нет такой национальности «гваделупская»

Вообще во Франции не принято разделять людей по национальному признаку. Государство - это  и есть нация, единое и неделимое общество сограждан-французов. Так закреплено Конституцией, точка.
Понятно, что издержки есть в любой, и даже самой прогрессивной системе, но на Гваделупе они вылились в конкретную  прореху.  И если по паспорту жители этого заморского департамента  французы, в реальности они не скрывают проблему национального вопроса, предпочитают термин "креольцы" и «точат зуб» на Большого брата.




И дело не только в незарубцевавшейся за 166 лет раны после отмены рабства , но и в игнорировании Парижем современных проблем бывших заморских колоний:
  • Безработицы, которая  обогнала более чем в 2,5 раза метропольную;
  • Низкого уровеня жизни населения;
  • Высоких цен (на 40% выше, чем в Европе);
  • Наконец,  игнорирование исторических и культурных  особенностей Антильского общества . 
Общества, к слову,  соврешенно молодого и неопытного, слепившего самого себя «как умели и из того что было», из  осколков  исторической памяти и остатков национальной гордости.
  

Кто не знает,  на Гваделупе, одной из немногих в мире,  рабство восстановливалось дважды.
Отмененное в 1794-ом после Французской революции  1987 года, бывшие рабы еще не успели натешиться свалившимся ни кучерявые черные головы счастьем«свободы, равенства, братства»,  как уже 9 лет спустя молодой имбициозный Наполеон Бонапарт взял, да все и отменил. 

Успевшая «опериться» и «расправить крылья» за годы свободы молодая нация  НЕ рабов встала на дыбы. В том жутком 1802 году эта земля потеряла по меньшей мере 10 тысяч своих сынов и дочерей.  
Чтобы понять степень отчаяние этих людей достаточно вспомнить Луи Делгреса (Louis Delgres) , чернокожего капитана французской армии, возглавившего народное восстание НЕ рабов в мае 1802 г. 



Загнанные в тупик, он с 300 соотечественников предпочли умереть свободными, взорвав себя вместе с женами и детьми на глазах у наполеоновской армии, войдя национальными героями.
Перед смертью Луи Дэлгрес написал свое всемирно известное Обращение к миру и потомками -  глубокий и шокирующий текст свидетельства падения эпохи.

Прошло еще  50 лет,  сменилось еще одно поколение рабов, прежде чем усилиями европейских прогрессивных сил рабство на Гваделупе было окончательно отменено ( 1848).


Но с тех пор общество раскололось на 2 лагеря, а плоды национального конфликта дважды-рабов с дважды-поработителями Франция пожинает и по сей день.

А если к этому добавить, что креольский язык и культура, являющимися родными для 85% населения, вошли в школьные программы лишь в  2000-ые годы, и что Большой брат начал прислуживаться к мнению малого  и подвано, лишь в 2009 году, после всеобщей забастовки прализовавшей экономику острова на долгих 44 дня.. начинаешь многое понимать..

Гваделупа в цифрах:

Более чем 90% населения – цветное:
-       из которых 72% чернокожих и метисов – потомки рабов, насильно вывезенных с африканского континент в течениe XVI-XVIII веков


-    14% выходцев из Индии и 3 % - из Китая- Вьтнама - дешевая рабочая сила, завезенная для работы на плантациях взамен негров, после отмены рабства в течениe XIX века


- 4 % арабов,  входцев из Ливана и Сирии, прибывших на Гваделупу добровольно для торговли и коммерции.

Наконец, 7% белых, куда входят:
-         Потомки белых колонизаторов, беке – белая каста Гваделупы, до сих пор негласно заправляющая экономикой острова, бережно хранящая "чистоту рассы",
-        потомки первых переселенцев, главным образом, крестьян и моряков из Бретани,
-        наконец, наши современники французы, приезжающие из Европы пожить-поработать-погреть косточки  под жарким тропическим солнцем.

Не осталось практически никаких следов присутствия потомков Карибов (Caraïbes),  аборигенов-индейцев, проживавших здесь во времен открытия острова Христофором Колумбом. В процессе французской колонизации их полностью истребили, а кто уцелел - сослали в резервации на соседний о.Доминика.

Гваделупа сегодня:


Достоянием молодого мульти-национального общества стала такая же мультинациональная пестрая культура, из которых родился креольский язык, креольская кухня, креольская музыка (гво-ка), архитектура, традиции и соврешенно уникальный стиль жизни, гордо называемый здесь Art de vie créole/ Арт де ви креоль (искусство жить по-креольски).


И поэтому, когда французские мамады и месье, приезжающие на  Гваделупу,  начинаю качать свои права  - то это им не так, то то, им тут же напомнят:  «Поосторожней по поворотах, господа.  Вы во Франции, но вы не у себя дома».

Этот гордый и, пожалуй, не самый любезный в мире народ, откроет вам свое сердце и свои мысли  лишь тогда , когда вы примете их такими, какие они есть и  какими хотят оставаться во что бы не стало. Будьте искренни к их ценностям, доброжелательны к их образу жизни и  чутки к их болям и радостям.   И тогда, гарантирую,  вы в любитесь в эту страну, и она ответит вам тем же.


Две правды, две истории,  две культуры, два разных характера и облика Гваделупы..Страсть и боль в сумасшедшем ритме танца Гво-ка, под вечным солнцем далеких тропических островов, ставшим им родными – нации по имени «Гваделупа».


В следующем посте читайте « Так на Гваделупе ли все-таки съели Кука?»
0 Responses