Вообще во Франции
не принято разделять людей по национальному признаку. Государство - это и
есть нация, единое и неделимое общество сограждан-французов. Так
закреплено Конституцией, точка.
Понятно, что издержки
есть в любой, и даже самой прогрессивной системе, но на Гваделупе они
вылились в конкретную прореху. И если по паспорту жители этого заморского
департамента французы, в реальности они не
скрывают проблему национального вопроса, предпочитают термин "креольцы" и «точат зуб» на Большого брата.
И дело не только в незарубцевавшейся за 166 лет раны после отмены рабства , но и в игнорировании Парижем современных проблем бывших заморских колоний:
- Безработицы, которая обогнала более чем в 2,5 раза метропольную;
- Низкого уровеня жизни населения;
- Высоких цен (на 40% выше, чем в Европе);
- Наконец, игнорирование исторических и культурных особенностей Антильского общества .
Кто не
знает, на Гваделупе, одной из
немногих в мире, рабство восстановливалось
дважды.
Отмененное в 1794-ом после Французской революции 1987 года, бывшие рабы еще не успели натешиться свалившимся ни кучерявые черные головы счастьем«свободы, равенства, братства», как уже 9
лет спустя молодой имбициозный Наполеон Бонапарт взял, да все и отменил.
Успевшая «опериться» и «расправить крылья» за годы свободы молодая нация
НЕ рабов встала на дыбы. В том жутком 1802 году эта земля потеряла по
меньшей мере 10 тысяч своих сынов и дочерей.
Чтобы понять степень
отчаяние этих людей достаточно вспомнить Луи Делгреса (Louis Delgres) , чернокожего капитана французской армии, возглавившего народное восстание НЕ рабов в мае 1802 г.
Загнанные в тупик, он с 300 соотечественников предпочли умереть свободными, взорвав себя вместе с женами и детьми на глазах у наполеоновской армии, войдя национальными героями.
Перед смертью Луи Дэлгрес написал свое всемирно известное Обращение к миру и потомками - глубокий и шокирующий текст свидетельства падения эпохи.
Прошло еще 50 лет, сменилось еще одно поколение рабов, прежде чем
усилиями европейских прогрессивных сил рабство на Гваделупе было окончательно отменено ( 1848).
Но с тех пор общество раскололось на 2 лагеря, а плоды национального конфликта дважды-рабов
с дважды-поработителями Франция пожинает и по сей день.
А если к этому
добавить, что креольский язык и культура, являющимися родными для 85% населения, вошли в школьные программы лишь в 2000-ые
годы, и что Большой брат начал прислуживаться к мнению малого и подвано, лишь в 2009 году, после всеобщей забастовки прализовавшей экономику острова на долгих 44 дня.. начинаешь многое понимать..
Гваделупа в цифрах:
Более чем 90% населения – цветное:
- из которых 72% чернокожих и метисов – потомки рабов, насильно вывезенных с африканского континент в течениe XVI-XVIII веков
- 14% выходцев
из Индии и 3 % - из Китая- Вьтнама - дешевая рабочая сила, завезенная для
работы на плантациях взамен негров, после отмены рабства в течениe XIX века
- 4 %
арабов, входцев из Ливана и Сирии,
прибывших на Гваделупу добровольно для торговли и коммерции.
Наконец, 7% белых, куда входят:
- Потомки белых колонизаторов, беке – белая каста Гваделупы, до сих пор негласно заправляющая экономикой острова, бережно хранящая "чистоту рассы",
Наконец, 7% белых, куда входят:
- Потомки белых колонизаторов, беке – белая каста Гваделупы, до сих пор негласно заправляющая экономикой острова, бережно хранящая "чистоту рассы",
- потомки первых переселенцев, главным образом,
крестьян и моряков из Бретани,
- наконец, наши современники французы, приезжающие из Европы пожить-поработать-погреть косточки под жарким тропическим солнцем.
Не осталось практически никаких следов присутствия потомков Карибов (Caraïbes), аборигенов-индейцев,
проживавших здесь во времен открытия острова Христофором Колумбом. В процессе французской колонизации их полностью истребили, а кто уцелел - сослали в резервации на соседний о.Доминика.
Гваделупа сегодня:
Достоянием молодого мульти-национального общества стала такая же
мультинациональная пестрая культура, из
которых родился креольский язык, креольская кухня, креольская музыка
(гво-ка), архитектура, традиции и соврешенно уникальный стиль жизни, гордо
называемый здесь Art de vie créole/ Арт де ви креоль (искусство жить
по-креольски).
И поэтому, когда
французские мамады и месье, приезжающие на Гваделупу,
начинаю качать свои права - то
это им не так, то то, им тут же напомнят: «Поосторожней по поворотах, господа. Вы
во Франции, но вы не у себя дома».
Этот гордый и,
пожалуй, не самый любезный в мире народ, откроет вам свое сердце и свои мысли лишь тогда , когда вы примете их такими, какие
они есть и какими хотят оставаться во что бы не стало. Будьте искренни к их ценностям, доброжелательны к их образу жизни и чутки к их болям и радостям. И тогда, гарантирую, вы в любитесь в эту
страну, и она ответит вам тем же.
Две правды, две истории,
две культуры, два разных характера и облика
Гваделупы..Страсть и боль в сумасшедшем ритме танца Гво-ка, под вечным солнцем
далеких тропических островов, ставшим им родными – нации по имени «Гваделупа».
В следующем посте
читайте « Так на Гваделупе ли все-таки съели Кука?»